ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации процесса
наставничества и достижения поставленной цели в образовательных организациях
Задачи внедрения целевой модели наставничества
- Улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- Создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в которомвыстроены доверительные и партнерские отношения.
Ожидаемые результаты для организации
- Создание сообществ учителей, обучающихся, родителей и благодарных выпускников, открытых к взаимодействию и изменениям, вовлечение участников в жизнь образовательной организации;
- Большая открытость школы, преодоление герметичности образовательного процесса;
- Формирование культуры наставничества, его ценностей и традиций;
- Улучшение психологического климата в образовательной организации;
- Повышение социального и профессионального благополучия внутри образовательного учреждения и сотрудничающего с ними социума;
- Появление дополнительных возможностей и ресурсов для развития образовательной организации (инвестиции, гранты);
- Формирование устойчивых связей с бизнесом, местным сообществом и с другими образовательными организациями;
- Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Ожидаемые результаты для участников
- Преодоление профессионально-личностных кризисов.
- Самоопределение, формирование жизненных ориентиров и активной гражданской позиции.
- Получение представлений о реальном мире, о своих перспективах и способах действия.
- Повышение мотивации к достижению новых целей.
- Развитие навыков и качеств личности, необходимых для жизни:
- самостоятельность
- навык интеграции в новые среды
- soft skills (ставить цель, находить ресурсы для реализации, искать команду и работать в ней, коммуницировать, договариваться и т.д.)
- лидерские качества
- метакомпетенции и др.
Функции образовательных организаций, осуществляющих внедрение целевой модели наставничества
- разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
- реализация программ наставничества;
- реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
- назначение куратора внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации;
- инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;
- осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
- внесение в формы федерального статистического наблюдения данных о количестве участников программ наставничества и предоставление этих форм в Министерство просвещения Российской Федерации;
- проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества (в ведении образовательных организаций);
- обеспечение формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
- обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.